November 22, 2018

Please reload

Недавние посты

"Tall Heights": бостонское чаепитие в рамках Платоновского

June 18, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

Царь Эдип: масштабная постановка трех городов

9 и 10 марта в филармонии представили программу, которая могла бы звучать в любой из европейских столиц. В первом отделении перед публикой выступила народная артистка СССР, пианистка с мировым именем Элисо Вирсаладзе. Вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром она сыграла концерт № 3 Бетховена. Во втором отделении впервые в столице Черноземья была исполнена опера-оратория Игоря Стравинского «Царь Эдип».

Философия вместо развлечения

 

Открыл вечер концерт №3 до минор для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. Проникновенный, драматичный, философский, игривый – все эти определения подойдут к этому шедевру композитора. Концерт был написан на стыке XVIII и XIX веков. Впервые представлен публике он был в 1803 году. Так что в 2018-м произведение отмечает своеобразный юбилей – 215 лет со дня первого исполнения. Как отметил ведущий вечера, профессор Бронислав Табачников, это сочинение стало своего рода переломным моментом в творчестве композитора. Если первые два концерта были написаны скорее в духе Моцарта, то в концерте № 3 это уже именно Бетховен с его мощным импровизаторским талантом. Кстати, этот талант был замечен и высоко оценен еще Моцартом.

 

Если до Бетховена концерты как произведение были скорее развлечением для публики и соревнованием между солистом и оркестром, то композитор привнес в жанр философию, глубину. Концерт стал цельным высказыванием. И теперь у солиста уже не было столько свободы, т.к. Бетховен начал прописывать каденции – соло, которые раньше оставались на усмотрение исполнителя.

 

Это выдающееся произведение, навсегда перевернувшее понимание концерта как жанра, в Воронеже представили Элисо Вирсаладзе и Воронежский академический симфонический оркестр. Интерпретации Элисо Вирсаладзе классических произведений не раз заставляли мир склоняться у ее ног. Помимо концертов, пианистка активно занимается педагогической деятельностью. Будучи ученицей великих музыкантов (Генриха Нейгауза и Якова Зака), она сама воспитала плеяду артистов, среди которых, например, Борис Березовский.

 

Выступление Элисо Вирсаладзе в Воронеже стало настоящим подарком для ценителей классической музыки. Публика устроила артистке бурные овации. Пианистка несколько раз выходила на сцену, а благодарные слушатели все не расходились, продолжая аплодировать.

 

Античная трагедия в музыке Стравинского

 

Во втором отделении аудиторию ждала опера-оратория «Царь Эдип», написанная Игорем Стравинским как посвящение Сергею Дягилеву. Об истории создания произведения, которое может идти и как опера, и как оратория, в концертном исполнении, публике рассказал Бронислав Табачников. Стравинский задумал написать произведение, которое будет проникнуто общечеловеческим смыслом, в котором будет присутствовать погружение в психологию героя. Идею взять «Царя Эдипа» Софокла подсказал поэт, драматург, художник Жан Кокто. Он же предложил, что исполняться произведение должно на латыни. Чтобы всем было понятно, что происходит на сцене, в действо введен чтец. Подразумевается, что он может вести рассказ на любом языке, исходя из того, какая публика преобладает в зале. Идея увлекала Стравинского. Жан Кокто написал либретто, на латынь текст перевел кардинал Жан Даниэлу.

 

Как в античном театре присутствовал хор, так он присутствует и в произведении Стравинского. Такая масштабная постановка стала возможна благодаря сотрудничеству трех городов: Воронежа, Санкт-Петербурга и Тамбова. За музыку отвечает Воронежский симфонический академический оркестр. Для воплощения античного хора пригласили сразу три коллектива: Тамбовский камерный хор имени Рахманинова, хор Воронежского государственного института искусств «Академия», мужской хор Воронежской филармонии. Сольные партии исполнили артисты из Мариинского театра, воронежского Театра оперы и балета, Тамбовконцерта. В роли чтеца выступил артист воронежского Театра драмы имен Кольцова Сергей Карпов.

Действие в оратории Стравинского начинается с того момента, когда на Фивы, где правит Эдип, обрушивается чума. И вот тут всплывает страшная тайна, а мудрый, отважный Эдип падает жертвой рока. Произведение как раз и отражает то, что происходит в душе царя и его жены-матери Иокасты.

 

Соединив в одной программе Бетховена и Стравинского, филармония подарила слушателям погружение не только в музыку, но еще и в философию, психологию, мифологию. И на этом весенние сюрпризы не заканчиваются: с 15 по 17 марта в столице Черноземья пройдет фестиваль «Воронежская камерата».

 

Фото: Наталья Коньшина

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях