November 22, 2018

Please reload

Недавние посты

"Tall Heights": бостонское чаепитие в рамках Платоновского

June 18, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

«Одноклассники»: истории жизни со школьной скамьи до старости

January 14, 2018

12 и 13 января в Камерном театре прошли премьерные показы спектакля «Одноклассники».

«Так и прошла моя жизнь», – говорят герои этой постановки, подытоживая свой рассказ. А было ли в их жизнях, наполненных страстями, ужасом, болью что-нибудь хоть отдаленно похожее на счастье или таковыми становились моменты, когда можно было просто перевести дух?

Студенты Воронежского государственного института искусств, мастерской Михаила Бычкова, представили в Камерном театре дипломный спектакль «Одноклассники», поставленный по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека.

 

История взаимоотношений между одноклассниками представляет собой проекцию тех событий, которые развернулись в Польше в XX веке. Это рассказ о религиозной, политической розни, о том, как те, кто раньше сидели за партами плечом к плечу мигом превратились в заклятых врагов. Можно ли в этом хаосе, где уже нет ничего постоянного, где никому нельзя верить, остаться человеком? Постановка Михаила Бычкова, где играют дебютирующие на большой сцене артисты, как раз об этом.

 

На одной стороне оказываются Якуб Кац, Рахелька, Менахем, Дора и Абрам, на другой – Рысек, Зигмунт, Хенек, Владек и Зоська – евреи и поляки, между которыми и раньше возникали ссоры. Ситуация постоянно менялась и была напрямую связана с политикой: Польша подпадала то под власть Сталина, то Гитлера и потом снова Сталина, что визуально отмечено в сценографии портретами диктаторов, появляющихся на заднем плане. Политические изменения моментально отражались на национальной вражде, и в какой-то момент дело перестало ограничиваться просто брошенным камнем. Тадеуш Слободзянек, а вслед за ним и студенты Михаила Бычкова рассказывают страшную историю польского городка, где была устроена бойня евреев.

 

Рассудительный Якуб Кац перед началом этих событий говорит о своем сне, в котором волки пробрались во двор и хотят забраться в дом, тычутся оскаленными мордами в дверь и окна. Мог ли он подумать, что эти волками обернутся не немцы, оккупировавшие Польшу, а четверо его одноклассников, устроивших над ним страшную расправу?

 

«Четверка мушкетеров» – националисты, стремящиеся выгнать или… уничтожить евреев. Рысек и Зигмунт со страстью отдаются своим идеям, вот только второй еще при этом пишет доносы на первого. Хенек и Владек – скорее просто попутчики, не готовые к радикальным действиям.

Женские образы истории – гораздо более мягкие, не ожесточенные. Для них важны базовые ценности: мир и семья. Поможет ли им это? Доре суждено погибнуть в огне вместе со своим маленьким сыном и другими евреями. Рахельке, чтобы выжить, - перейти в католичество и тем самым отказаться от своей сущности. Зоське, доброму и простодушному человеку, уже будучи зрелой женщиной «наглотаться таблеток».

 

Не избегнуть злого рока и красавчику и авантюристу Менахему, чья тяга к приключениям переплетается с трусостью и подлостью. Любимец женщин, ставший в итоге состоятельным человеком, в 55 лет кончает жизнь самоубийством, и опознать его можно лишь по золотым часам.

 

Убежать от «горящей Европы» и своей личной судьбы (будучи евреем) удалось лишь Абраму, которого родители после школы отправили учиться в Америку.

Истории каждого героя хватило бы на полноценный спектакль, но это переплетение судеб, эти метаморфозы, которые происходят с людьми, когда-то в юности мечтавшими об общем светлом будущем, поистине душераздирающе.

 

Мороз по коже пробегает от песен, которые поют артисты. Композиции на польском (для удобства зрителей есть русские субтитры) о дружбе, радости жизни, любви исполняются на фоне предательств, убийств и насилия.

 

Действие разворачивается на фоне платформы с музыкальными инструментами, на которых периодически играют артисты. Дополняют картину стулья и столы, постоянно перемещаемые актерами. В их руках стол легко трансформируется в брачное ложе или бричку.

 

«Одноклассники» – это сюжет, где нет первых и вторых ролей, и все задействованные в спектакле артисты демонстрируют одинаково высокий уровень владения актерским мастерством и сценическим движением. Каждый создает двойной образ: в какой-то момент просто рассказывает историю своего героя, а в какой-то полностью в него перевоплощается.

 

Пьеса, написанная Тадеушем Слободзянеком, спектакль, поставленный студентами мастерской Михаила Бычкова, – история, которую нужно читать и смотреть с широко открытыми глазами, впитывать каждое слово и каждый жест в случае с постановкой, и тогда такие слова, как «национализм», «геноцид» перестанут быть просто терминами и наполнятся настоящей болью за человечество.

 

Фото: Камерный театр

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях