November 22, 2018

Please reload

Недавние посты

"Tall Heights": бостонское чаепитие в рамках Платоновского

June 18, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

Советую вам маятником стать: Бродский. RETWEET. Рождество

January 10, 2018

8 января в книжном клубе "Петровский" произошло Рождественское чудо! Да-да! Не верите? Так слушайте же... Представьте уютный зал, в котором нет свободного места, в углу у сцены огнями мерцает самая настоящая рождественская ёлка. Зрители - это не зрители, это гости, все они пришли в волшебный мир необычного, странного, но так любимого многими поэта Иосифа Бродского. Мир этот сформировал на сцене актер, режиссер, создатель и художественный руководитель театра "ПТТ" / "Питерская театральная тусовка" (Москва) Павел Михайлов.

 

Казалось бы, "и только дождь в траве огромной пляшет" в эти январско-ноябрьские дни и "Рождество без снега, шаров и ели"... Но нет! На сцене и в зале было единое пространство волшебства. "Уснуло все..." будничное, суетное, всех захлестнуло единым потоком метко сцепленных между собой слов и фраз, "силлабы" управляли гостями. Артист, как дирижёр, управлял своими руками, собой, своим телом, голосом, всеми нами. Это была одна волна музыки слова. "Я пальцами черчу твое лицо",- звучало из уст актёра. Как будто все наши лица были нарисованы в тот момент Бродским и Михайловым. "В улицах узких, как звук "люблю" стало безлюднее. Всех затянул в свои сети книжный клуб " Петровский" - излюбленное место горожан.

 

Из декораций на сцене лишь стул и большая светящаяся Вифлеемская звезда, которую сделала специально для этого спектакля знакомая Павла Михайлова. "Звезда смотрела на пещеру, и это был взгляд отца..." - загадочно произносит артист, и мы уже попадаем в другое время и пространство, на две с лишним тысячи лет назад. . .  "Кто плюет на Бога, плюет сначала на человека", - и мы понимаем, что это уже не просто строчки Бродского, а вечные истины, оформленные остро, умно и ярко.

 

"Зло существует, чтоб с ним бороться...", - спорит поэт с Львом Толстым, с его "непротивлением злу". Тут и известные проблемы "голодного гения", одинокого, встречающего праздник на грани пропасти безысходности:

"Я пришел к Рождеству с пустым карманом. Издатель тянет с моим романом..."

"Ах, проклятое ремесло поэта.

Телефон молчит, впереди диета.

Можно в месткоме занять, но это

— все равно, что занять у бабы".

Но поэт страдает не за себя, а за других. Вот вроде бы и все спокойно:

"То есть, все основания быть спокойным.

Никто уже не кричит: "По коням!" Дворяне выведены под корень.

Ни тебе Пугача, ни Стеньки.

Зимний взят, если верить байке..." Поэт переживает за современников, за эпоху и все человечество:

"Равенство, брат, исключает братство.

В этом следует разобраться.

Рабство всегда порождает рабство.

Даже с помощью революций. Капиталист развел коммунистов. Коммунисты превратились в министров. Последние - плодят морфинистов. Почитайте, что пишет Луций. . .".

 

Мы следили за движениями рук артиста, за его мимикой и интонациями, как это все сочеталось с Бродским! Мы слышали его Рождественский совет:

"Сверни с проезжей части в полу-

слепой проулок и, войдя

в костел, пустой об эту пору,

сядь на скамью и, погодя,

В ушную раковину Бога,

закрытую для шума дня,

шепни всего четыре слога:

- Прости меня".

 

Мы погружались в его мир. Нас всех объединила поэзия. И не важно, что "безмолвствует январь".

В репортаже использованы стихи Иосифа Бродского, прозвучавшие во время спектакля.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях