November 22, 2018

Please reload

Недавние посты

"Tall Heights": бостонское чаепитие в рамках Платоновского

June 18, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

Мандельштамфест: художник и государство

December 12, 2017

С 8 по 10 декабря в Воронеже во второй раз прошел фестиваль поэтического искусства

Организатором выступил Камерный театр. Впервые поэтический форум такого масштаба, целью которого является демонстрация того, что поэзия может жить не только в книжках, состоялся в 2015 году. Тогда и было решено, что Мандельштамфест станет биеннале, т.е. будет проводиться один раз в два года.

В программу фестиваля были включены концерты, поэтические вечера, лекции, спектакли, эскизы спектаклей и даже выставка. Часть проектов была показана впервые. Например, публике представили моноспектакль «Осип Мандельштам: темное дерево слова» (тренер – Клим, исполнитель – Петр Куликов). А композитор Александр Маноцков и Courage Quartet впервые в России на сцене Камерного театра представили песенный цикл на стихи украинских поэтов «Псалмы и танцы».

 

Тема фестиваля этого года – художник и государство. Художник в данном случае понимается в широком смысле: это может быть и поэт, и музыкант, и актер, и режиссер. Интересно, что на открытии Мандельштамфеста некоторые из его организаторов появились в свитшотах с надписью «Свободу Малобродскому». Дело «Седьмой студии», фигурантами которого являются режиссер Кирилл Серебренников и продюсер Алексей Малобродский красной нитью прошло через весь фестиваль.

 

Корреспондент ZO собрал яркие высказывания организаторов и участников фестиваля, связанные с тем, что сегодня происходит в мире и актуальной для российского творческого сообщества темой взаимоотношений художника и государства.

 

Художественный руководитель Мандельштамфеста Михаил Бычков:

 

 «В этом году сделан акцент на теме поэта и государства. В лице поэта мы видим тех, кто занимается искусством сегодня в нашей стране. Сама судьба Мандельштама, имя которого носит фестиваль, есть красноречивое свидетельство взаимоотношений поэта и государства. Наша страна удивительно богата на творческих людей, на талантливейших в том числе мастеров поэзии, и в то же время я не знаю других примеров таких драматических и зачастую трагических отношений между государством и художниками, в этом государстве проживающими, как у нас. Мы проводим наш, подчеркиваю, театральный фестиваль на фоне продолжающегося уже более полугода так называемого «Театрального дела». Я хотел бы сказать о том, что Кирилл Серебренников, один из ярчайших режиссеров сегодняшнего дня, всемирно известный мастер, лишен возможности заниматься творчеством по надуманному и как бы экономическому обвинению. При том за все эти месяцы никто не представил каких-либо убедительных доказательств того, в чем этот человек и люди, которые с ним работали, обвиняются. Целый ряд людей сегодня находится в состоянии ареста: большинство из них под домашним арестом, продюсер Алексей Малобродский в СИЗО. Это человек, от которого требуется только одно – дать нужные показания на художника, на Серебренникова. И это человек, который отказывается это сделать, во-первых, потому что не существует фактов, которые могли бы скомпрометировать Кирилла в этом смысле, а, во-вторых, потому что это настоящий творческий человек, несмотря на то, что его профессия помогать творчеству».

 

Композитор Александр Маноцков:

«Думаю, что на всех сценах страны, каждый человек, который на них выходит, что-то на эту тему («Театральное дело») говорил бы хорошо. И уж тем более я, потому что это мои друзья и товарищи. Надеюсь, что все собравшиеся здесь понимают, что эти люди абсолютно чисты, и обвинения против них бессмысленны. Во всяком случае я как человек, имеющий прямое отношение ко всем этим событиям, вам обещаю, что это так».

 

 Художник Григорий Кацнельсон, представивший на фестивале выставочный проект «Библиотека убитых поэтов»:

«Главная идея выставки в том, что чудаки и волшебники могут победить злое и рассерженное государство. Может быть они проигрывают в начале, их уничтожают, но потом они остаются с нами и помогают нам жить. Мне захотелось в одной книге объединить поэтов по принципу «поэты, убитые своей страной». Я сделал такую книжку в 2005 году, там было 13 имен поэтов репрессированных, погибших. Потом прошло какое-то время, и мне показалось, что помимо книжки нужен большой проект-памятник, мемориал. И свою выставку я расцениваю как некий памятник».

 

Режиссер, художественный руководитель центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков,

высоко оценивший Мандельштамфест, на встрече с публикой поделился своим видением происходящего в мире и возможностей спасения для человека:

«У каждого поколения, каждого человека есть своя ответственность. И каждый в какой-то момент понимает, что мир ужасно трагичен, и единственное, что может его от этого спасти, конечно, же поэзия. Мы понимаем, что есть что-то еще, что по-настоящему свободный человек – это человек, который может выбирать. Жизнь не определяется материальным благополучием или статусом, жизнь определяется тем, уважаешь ты себя сам или нет. Поэтому, конечно же, право оставаться человеком – единственное право, которое у нас отобрать невозможно. Сегодня, в то время, когда у нас серьезный кризис честности, очень важно оставаться честным человеком. Т.е. считать, что весь мир сошел с ума, не стыдно, потому что он действительно периодически сходит с ума. Главное, не впасть самому в это состояние и не сказать на черное белое».

 

Фото: Кристина Онюшева

Share on Facebook
Share on Twitter