November 22, 2018

Please reload

Недавние посты

"Tall Heights": бостонское чаепитие в рамках Платоновского

June 18, 2018

1/10
Please reload

Избранные посты

«Три О» в Воронеже: фри-джаз во плоти

 В минувшую субботу в Воронеже выступил ансамбль «Три О». Культовая группа, образованная почти тридцать лет назад, показала в книжном клубе «Петровский» программу авангардной музыки высшей пробы, чем крайне порадовала поклонников подобного жанра, в достатке собравшихся в тот вечер в зале.

Концерт начинается с небольшого рассказа участников «Три О» об истории создания группы: по словам саксафониста Сергея Летова, коллектив сформировался довольно спонтанным образом в результате совместных «джемов» трех друзей-музыкантов - собственно Летова, Юрия Парфенова и Аркадия Шилклопера — на выставке авангародной живописи в Москве на заре перестройки (в нынешнем составе группы - двое из трех изначальных участников: Шелклопера сегодня заменяет Аркадий Кириченко). После этого музыканты начинают играть: пьесы, как сами музыканты называли свои композиции, представляют собой авангардные музыкальные произведения, которые при этом звучат по-настоящему мощно и за счет своей атональности вводят в легкий транс. В перерывах между ними члены группы продолжают рассказы из истории группы, вспоминая интересные случаи, связанные с названием коллектива и гастрольными поездками конца 80х.

Музыканты играют на разных инструментах: среди используемых в коллективе — саксофон, труба, флейта и перкуссии; помимо этого, Юрий Парфенов во время исполнения некоторых пьес использует свой голос в качестве инструмента, исполняя специфические звуки, гармонично вписывающиеся в общее музыкальное полотно композиций. Про одну из флейт Сергей Летов во время очередного перерыва рассказывает отдельно: музыкант сделал ее самостоятельно более тридцати лет назад, используя купленную в магазине железную трубку.

Концерт продолжается около полутора часов; за это время музыканты исполняют порядка десяти композиций. После окончания официальной части вечерам начинается часть неофициальная: участники группы фотографируются со всеми желающими и ставят автографы на книгах и дисках. Один из зрителей принес несколько винилов, изданных в конце 80х-начала 90х, чем вызвал неподдельное восхищение музыкантов: подобные пластинки считаются раритетами и увидеть подобную коллекцию в руках одного человека, очевидно, приятно.

Перед концертом мы пообщались с участниками «Три О» - Сергеем Летовым, Юрием Парфеновым и Аркадием Кириченко:

-Каково Ваше отношение к звуку на Ваших концертах? Устраиваете ли Вы с учетом специфики Вашей музыки продложительные саунд-чеки или Вам подходит для этой цели обычный режим отстройки звука и его поддержание во время выступления?

Конечно нам не хочется чтобы звукорежиссер портил наш саунд во время выступлений: люди в общей массе слушают поп-музыку, и бОльшая часть звукорежиссеров ориентируются на подобный формат. Отсюда зачастую возникают ошибки: завышается уровень верхних и низких частот, проваливается «середина» и так далее. Однако мы не слишком щепетильны в плане звука: для нас важно чтобы наша музыка звучала «атмосферно» и при этом максимально близко к обычному акустическому звучанию. Иногда, когда мы не можем найти со звукорежиссером общий язык, мы вообще отказываемся от использования техники на концерте и играем живым звуком. Такие концерты как правило получаются более свободными и артистичными: мы не привязаны к микрофонам и даже сцене и можем свободно перемещаться по залу, играя при этом на инструментах. Кроме того, в ряде случаев, едва зайдя в клуб, сразу можно сделать вывод о его акустических свойствах и спрогнозировать что и как здесь будет звучать.

А что касается студийного звучания — существуют ли у Вас особые требования для записи, которые Вы имеете в виду когда собираетесь записываться и выбираете студию?

Музыку, подобную нашей, лучше слушать на концертах: важным элементом ее восприятия является момент ее рождения и взаимодействие с публикой. Когда ты на записи стоишь в помещении студии, несмотря на сыгранность, что-то теряется. Поэтому специальных требований к студиям, на которых мы записывались, у нас не было.

За всю историю существования группы у вас выходило несколько виниловых пластинок; сегодня в мире наметилась тенденция к возрождению винила. Верите ли Вы, что винил может по полно пережить второе рождение и стать форматом двадцать первого века?

Любой материальный носитель сегодня является «фишкой», и объектом массового потребления винил сейчас не будет; сегодня в массовом пользовании — скачивания в Интернете. Никто в наши дни — не «Beatles”, ни «Rolling Stones” - не победят в спросе тренды, которые популярны в Мире. При этом существуют форматы, которые котируются среди любителей подобных форм — даже кассеты сегодня выходят небольшими тиражами и они интересны узкому кругу лиц. У меня (Юрий Парфенов) есть патефон, и когда я ставлю пластинку — я перемещаюсь в 40е годы 20 века. Когда я слушаю те же записи в мр3 — у меня нет такого ощущения. Поэтому материальный носитель сегодня интересен в первую очередь с точки зрения той атмосферы, которую он передает.

Какие исполнители вдохновили Вас в начале Вашего творческого пути?

Каждый из нас может назвать разные имена. Для меня (Аркадий Кириченко) это были Майлз Девис и Джон Колтрейн — для меня это даже не музыканты, а художники, которые показали другой путь относительно того, что был тогда в музыке. Я ( Юрий Парфенов) — ребенок своего времени, и для меня наиболее знаковыми во времена юности были «The Beatles” - это было настоящее сумасшествие, и даже в Советском Союзе с его «железным занавесом» была настоящая «битломания».Чуть позже я начал слушать джаз-рок - «Chicago”, “Blood, Sweet and Tears” и другие группы. Потом я пришел к непосредственно джазу и прослушал массу подобной музыки. Сегодня я могу слушать практически любую музыку, и все, что я слушал во мне перемешалось и сегодня благодаря этому я могу исполнять совершенно разную музыку независимо от ее стилистической классификации.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях