Спектакль фестиваля «Маршак»

Василисса – кровь и полутона

В детских сказках жизнь проста и понятна: есть добро, а есть однозначное зло, и первое должно победить. Реальная жизнь куда сложнее: между черным и белым полно оттенков серого, зеленого, коричневого. Зло вовсе не всегда исходит от сказочной нечисти, а некоторые люди ведут себя грубее животных. В какой момент дети начинают это понимать и как обсудить с ними такие непростые темы?

Спектакль «Василисса» Российского академического молодежного театра – попытка поговорить об этих самых полутонах, об огромном массиве серого цвета между добром и злом. Взрослеющая девочка нарушает запреты, усомняется в навязанных родителями догмах. Это вовсе не значит, что она не любит или не ценит родных – просто пришла пора попробовать жизнь «на зубок». В процессе своего первого серьезного путешествия девочка узнает многое о себе и о мире, в котором живет. Узнает, осознаёт, примеряет на себя: с чем-то соглашается, что-то не хочет принимать, как прописную истину. А само путешествие проходит по дороге страшилок, фольклора, жутковатых присказок и кровавых дорожек из носа.

Черные декорации спектакля предельно минималистичны, что только сильнее подначивает зрительскую фантазию. Такая лаконичность возвращает смутные воспоминания о страшных-престрашных историях детских лагерей и городских дворов, рассказывать которые нужно было непременно после того, как на города и леса спустятся сумерки.

По своей эстетике спектакль жуткий и красивый. Неоднократно на сцене льется кровь, которая словно придает жизни, приправляет реальностью происходящее на сцене: да, это сказка, это игра, но даже в таком формате вид крови вызывает древнее, генетически обусловленное чувство страха. Пусть и легкого, пусть и отрицаемого, но ощутимого на задворках разума: особенно с учетом камерности сцены. Есть и  намеренно неприятные, отталкивающие сцены: например встреча (а точнее, расставание) героини с Лихом одноглазым. Намеренно опустим подробности, дабы сохранить интригу для тех читателей, кто не любит спойлеры так же, как автор статьи.

Отдельно стоит выделить выбор музыки. Неожиданные, резко врывающиеся в действо хиты рок- и поп-исполнителей очень органично вписываются в общее настроение и изящно дополняют стиль постановки. Черно-белый грим с зияющими провалами глазниц, черно-белые костюмы, черно-белый реквизит с красными вкраплениями крови-не-водицы.

Некоторые персонажи роад-муви «Василисса» (именно так обозначают жанр создатели спектакля) легко узнаваемы: русалки, старичок-боровичок; другие требуют чуть более глубокого погружения в славянскую мифологию, например, не последние по значению персонажи оборотень Берендей и его сын Белояр. Любопытный зритель, заинтересовавшийся именами и фразами, может сильно обогатить свои знания о русском фольклоре: и это чудесно с учетом возраста основной аудитории спектакля, проходящего в Воронеже в рамках детского театрального фестиваля «Маршак».

Полезен спектакль не только для подростков (которым, надеюсь, он приглянулся как минимум из-за отсутствия «поучительности» и однозначности суждений). Не меньшее внимание уделяется в постановке, особенно в её финале, и аспекту родительской мудрости. Мама с папой – тоже люди, они совершают ошибки и просто не могут знать всей правды мира: ее никто не знает. До определенной поры родители ограждают ребенка, защищают его: страшными ли сказками, молчанием ли о сложных вопросах кровного родства (а тем более – его отсутствия). Защита – одна из важнейших задач родителей. Но наступает момент, когда защитный кокон может превратиться в клетку: и вот он уже не ограждает хрупкое дитя от мира, а сковывает его. Родительская мудрость состоит в том, чтобы прочувствовать этот момент и вовремя ослабить путы, позволить чаду идти своим путем и поддерживать любой его выбор: слушай своё нутро, а «мы тебя и с опушки любить будем».

Вместе с героиней, двигаясь по дороге этого роад-муви, мы проходим через страх, непонимание, через тягучее облако первой влюбленности, видим неожиданную помощь и предательство, несправедливость и жестокость. И наконец подходим к выбору, который должна сделать Василисса, узнавшая правду. И это не выбор между черным и белым: все цвета одинаково серы в реальном мире, где всё так сложно, размыто и неоднозначно. Но это выбор между тем, кем мы являемся и тем, кем мы хотим быть.
4 ноября / 2022
Автор: Катерина Селиванова
Фото: Андрей Парфёнов
Создано на Craftum