Интервью

Илья «Черт» Кнабенгоф: «Красота в многообразии»

11 марта в Воронеже в клубе «12» с концертом в честь своего двадцатипятилетия выступит группа «Пилот».

Покорив к концу девяностых родной Петербург и прославившись на всю страну в начале нулевых альбомами «Сказка о Прыгуне и Скользящем», «Наше небо», «Джоконда», к своему четвертьвековому юбилею «Пилот» подошёл в статусе одной из культовых рок-групп страны. В преддверии воронежского концерта команды мы пообщались с её лидером Ильей «Чёртом» Кнабенгофом:

ZO: Альбом «Пилота» «Тыгыдым» содержит совершенно разные по стилю и настроению песни; какие влияния вы испытывали, сочиняя этот альбом? Есть ли у него концепция, или это просто набор композиций, написанных за последние годы?

Илья Кнабенгоф: Альбом «Тыгыдым» — настоящая компиляция новелл и притч, в основе которых лежит история личных взаимоотношений с определенными людьми. Каждая песня – это сюжет о реальном человеке или случай из жизни.

Идея пластинки была мне навеяна трагическим уходом со сцены группы «Король и шут», ибо спустя несколько лет после этого я осознал, что с исчезновением данного ансамбля наша рок-сцена потеряла целый жанр, связанный со сказками, притчами, волшебными историями, который некогда в старину на Руси был чуть ли не основным направлением песенного творчества. И я решил создать пластинку в подобном ключе, но наполнить её настоящими жизненными новеллами, а не придуманными.

ZO: У альбом необычные название и обложка — можете расшифровать их смысл?

И.К.: Размышляя как-то об альбоме в целом, в голове я прокручивал строчки одной из моих любимых песен «Выйду ночью в поле с конем». И тут я понял, что жизнь в целом реально похожа на коня, который несется по полю: радостно-беспечно, ржет на ходу, веселится, взбрыкивает. То в карьер галопом, то по полю ровному… И вот этот один «тыгыдым», который конь делает по Земле — это одна человеческая жизнь от начала до конца. И в зависимости от того, где он сделал свой «тыгыдым», и характеризуется судьба человека какой она будет. Такая вот единица измерения одной человеческой жизни во Вселенной.

ZO: Песня «Архангельск» с этого же альбома записана дуэтом с Татьяной Булановой — как возникла идея фита с представительницей поп-музыки 90х? Как вам работалось вместе?

И. К.: Татьяну Буланову пригласили к участию в этом фите по нескольким причинам, и все сошлись. Во-первых, так как песня о семье, было нужно, чтоб звучал женский голос. А также нам нужна была именно профессиональная певица с большим опытом, поставленным голосом и пониманием специфики работы (песня «Архангельск» очень сложна, испортить еë не хотелось). Певица должна была быть мамой с большой буквы, человечищем с большим сердцем. Вариантов, уверяю вас, было очень немного. Так с нами и оказалась Татьяна.

ZO: Хотелось бы спросить про группу Military Jane, бывшую предтечей «Пилота»: как вы сейчас вспоминаете «английский» период вашего творчества — как некий подростковый этап деятельности, эдакую подготовку к «большому» делу или как вполне самодостаточную, осознанную группу?

И. К.: Изначально мы, как и все, играли просто в удовольствие. Ну, как водится, выпили, закурили, достали гитары и давай джэм лабать! Никто не думал, что получится что-нибудь серьëзное. Затем мы стали играть на людях, народ на нас начал ходить, а потом нам пришло послание от Юры Шевчука, о том, что он приглашает нас на фестиваль. Единственное условие, которое он поставил — сделать пару песен на русском языке. Мы это по-быстрому сделали, переложив просто свой английский на русский, и пошли на сцену. Потом стали возникать проблемы, поскольку, во-первых, никто не понимал о чем мы поëм. Во-вторых, никто не мог запомнить наше название. Например, в Твери нас спросили: «Какой мы Jam»? Нам пришлось долго объяснять, что такое Military и что такое Jane. Пришлось перестраиваться. И это точно к лучшему, потому что сейчас я даже не представляю себе, как играть англоязычный рок.

ZO: У «Пилота» были периоды увлечения разными жанрами: панком, индастриалом, акустическим роком. Как обычно происходит уклон в тот или иной стиль?

И. К.: Я одинаково люблю носить и оранжевые штаны и серо-зелёные. Считаю, что с музыкой то же самое. Просто я всегда считал, что следование одному стилю в музыке – это самоограничение коллектива в свободе самовыражения. Поэтому группа «Пилот» всегда была свободна в выборе красок для написания того или иного музыкального полотна. И тихой спокойной песне, и жёсткой и громкой – всем найдется место и время. Красота в многообразии. Скучно есть по утрам одну и ту же гречку годами.

ZO: В честь своего пятидесятилетия или в честь двадцатипятилетия группы не возникает ли у вас желания написать очередную книгу: об истории группы либо автобиографию, например?

И. К.: Честно говоря, у меня вообще такая мысль не возникала, но потому что на это уходит уйма времени — сидеть сутками, писать, восстанавливать хронологические события, перешерстить кучу материала и опросить огромное количество людей. Это целая работа года на три, да и нужно, чтобы на это время было, а у меня семья и работа.

ZO: В прошлом году вашей группе исполнилось 25, а вам 50: ощущаете ли вы себя радикально иным, нежели 10-20 лет назад, или ваш внутреннее самоощущение по большому счёту осталось с тех пор неизменным?

И. К.: Я думаю, что подобные круглые даты позволяют лишний раз прийти к выводу, что, видимо, ты всё делал правильно в своей жизни или почти всё, раз уж твой корабль прошёл так далеко и сохранил боевое состояние. А сейчас на нем ещё и такой молодой и задорный состав, благодаря которому мы точно ещё много чего шикарного сделаем. (В августе 2022 группа официально представила новых участников: гитариста Алексея Светлова и бас-гитариста Ивана Петрова — прим. ред.)
3 марта/ 2023
Автор: Сергей Хуторной
Фото: Анна Буравкова
Создано на Craftum